Разговоры о постепенном умирании пошива на заказ и профессии портного (рубашечника, сапожника, ...) не умолкают – достаточно почитать любой форум, где bespoke входит в круг обсуждаемых тем, или поговорить со знакомым портным “о жизни” хотя бы несколько минут.
Среди причин чаще всего называют общее снижение уровня формальности одежды (никто больше не носит костюмов с галстуками), нежелание молодёжи идти в портные и рост цен на аренду помещений в центре мировых столиц, делающий их недоступными для ателье.
Всё это, конечно, так. Но тем не менее, названные причины, хоть и неприятны, совсем не смертельны – несмотря на уменьшение числа носителей галстуков, людей, готовых платить за качественный пошив на заказ, всё ещё очень много (явно больше, чем ателье, способных такой пошив обеспечить); от молодёжи, стремящихся устроиться учениками, нет отбоя (во всяком случае, в Лондоне – например, ателье Huntsman в среднем получает 15 заявок в неделю (!) от желающих стать подмастерьями); что же касается аренды, в итоге за неё всегда платит клиент – со скрипом, ругая безумное повышение цен, но всё-таки платит.
...при условии, что получает что-то взамен. Условие, в общем случае более чем выполнимое: как бы мы ни сравнивали готовую одежду и пошив на заказ, неизменно приходя к выводу, что “оно того не стоит”, для многих из нас “оно” того, несомненно, стоит.
К сожалению, получить хоть что-то взамен уплаченных денег (обычно исчисляемых сотнями, если не тысячами долларов), потраченного времени и доброй воли по отношении к “мастеру” удаётся далеко не всегда. На написание этой заметки меня подвигла продолжающаяся история с Сальваторе Амбрози. Если вкратце: это замечательный брючник из Неаполя, получивший известность в Интернете, набравший массу заказов и... и просто исчезнувший из области видимости своих клиентов. Не отвечающий на письма и звонки, никогда не выполняющий обещанные сроки, постоянно отменяющий поездки к клиентам за пределы Неаполя, постоянно путающий параметры заказов (в результате брюки сидят хуже готовых), и так далее, и тому подобное. Для многих “настоящий неаполитанский пошив на заказ” обернулся или хорошо пошитыми плохо сидящими брюками, или вовсе отсутствием таковых. Обязательны лишь изматывающее ожидание и весьма ощутимые потери в банковском счёте.
До Амбрози похожая история была с Мэтью Фарнсом. До него – с Десом Меррионом. До него – с Дарреном Биманом. (Все трое – английские портные.) Я перечислил лишь самые вопиющие случаи, с десятками пострадавших – а сколько было “историй” менее массовых, но от этого не менее неприятных для тех, кто стал их участником! Я сам не избежал подобной участи.
Такие же “мелочи”, как многократное превышение обещанных сроков пошива, далеко не безупречное качество, явные огрехи с посадкой (на которые просто закрывают глаза, в стремлении побыстрее разделаться с заказом), стали не исключением, а правилом. Причём в буквальном смысле слова везде и всюду – включая большие солидные ателье, существующие столетия, и как будто имеющие высокую репутацию (не говоря уже о ценниках).
В итоге мы всё ближе приближаемся к ситуации, когда поручиться даже не за хороший результат, а хотя бы просто профессиональное отношение к своему делу, в мире пошива на заказ становится невозможно...
Именно в этом, на мой взгляд, и есть главная причина умирания профессии портного (рубашечника, сапожника, ...) Почти все неестественные смерти начинаются с саморазрушения.
Которое, увы, уже началось.