пятница, 17 февраля 2012 г.

Почему умирает пошив на заказ?

Разговоры о постепенном умирании пошива на заказ и профессии портного (рубашечника, сапожника, ...) не умолкают – достаточно почитать любой форум, где bespoke входит в круг обсуждаемых тем, или поговорить со знакомым портным “о жизни” хотя бы несколько минут.

Среди причин чаще всего называют общее снижение уровня формальности одежды (никто больше не носит костюмов с галстуками), нежелание молодёжи идти в портные и рост цен на аренду помещений в центре мировых столиц, делающий их недоступными для ателье.

Всё это, конечно, так. Но тем не менее, названные причины, хоть и неприятны, совсем не смертельны – несмотря на уменьшение числа носителей галстуков, людей, готовых платить за качественный пошив на заказ, всё ещё очень много (явно больше, чем ателье, способных такой пошив обеспечить); от молодёжи, стремящихся устроиться учениками, нет отбоя (во всяком случае, в Лондоне – например, ателье Huntsman в среднем получает 15 заявок в неделю (!) от желающих стать подмастерьями); что же касается аренды, в итоге за неё всегда платит клиент – со скрипом, ругая безумное повышение цен, но всё-таки платит.

...при условии, что получает что-то взамен. Условие, в общем случае более чем выполнимое: как бы мы ни сравнивали готовую одежду и пошив на заказ, неизменно приходя к выводу, что “оно того не стоит”, для многих из нас “оно” того, несомненно, стоит.

К сожалению, получить хоть что-то взамен уплаченных денег (обычно исчисляемых сотнями, если не тысячами долларов), потраченного времени и доброй воли по отношении к “мастеру” удаётся далеко не всегда. На написание этой заметки меня подвигла продолжающаяся история с Сальваторе Амбрози. Если вкратце: это замечательный брючник из Неаполя, получивший известность в Интернете, набравший массу заказов и... и просто исчезнувший из области видимости своих клиентов. Не отвечающий на письма и звонки, никогда не выполняющий обещанные сроки, постоянно отменяющий поездки к клиентам за пределы Неаполя, постоянно путающий параметры заказов (в результате брюки сидят хуже готовых), и так далее, и тому подобное. Для многих “настоящий неаполитанский пошив на заказ” обернулся или хорошо пошитыми плохо сидящими брюками, или вовсе отсутствием таковых. Обязательны лишь изматывающее ожидание и весьма ощутимые потери в банковском счёте.

До Амбрози похожая история была с Мэтью Фарнсом. До него – с Десом Меррионом. До него – с Дарреном Биманом. (Все трое – английские портные.) Я перечислил лишь самые вопиющие случаи, с десятками пострадавших – а сколько было “историй” менее массовых, но от этого не менее неприятных для тех, кто стал их участником! Я сам не избежал подобной участи.

Такие же “мелочи”, как многократное превышение обещанных сроков пошива, далеко не безупречное качество, явные огрехи с посадкой (на которые просто закрывают глаза, в стремлении побыстрее разделаться с заказом), стали не исключением, а правилом. Причём в буквальном смысле слова везде и всюду – включая большие солидные ателье, существующие столетия, и как будто имеющие высокую репутацию (не говоря уже о ценниках).

В итоге мы всё ближе приближаемся к ситуации, когда поручиться даже не за хороший результат, а хотя бы просто профессиональное отношение к своему делу, в мире пошива на заказ становится невозможно...

Именно в этом, на мой взгляд, и есть главная причина умирания профессии портного (рубашечника, сапожника, ...) Почти все неестественные смерти начинаются с саморазрушения.

Которое, увы, уже началось.

13 комментариев:

  1. Добрый день,причина недовольства пошивом кроется в безграмотности самих клиентов,гоняющимися за раскрученными брендами(в большинстве своем являющимися лохами,не понимающими,не в качестве,не в стиле,готовыми в очередь выстроиться к распиаренному дебилу или просто аферисту).Есть масса отличных портных и в Италии,и в Испании,и в других местах,влекущих жалкое существование,которым приходиться отдуваться за этих прохвостов.Сам являюсь портным с 30ти летним стажем и на своем горбу испытал силу дешевого PR.Людей вообще не интересует качество и отношение к делу,если это не известное имя.Это к вопросу:умрет ли искусство.Время торжества невежества и тупости.Недавний пример,человеку указали на явные косяки,с которыми сам согласился,но все равно будет носить потому,что имя и денег стоит немерено.

    ОтветитьУдалить
  2. Sarto,

    > Добрый день,причина недовольства пошивом кроется в безграмотности самих клиентов,гоняющимися за раскрученными брендами(в большинстве своем являющимися лохами,не понимающими,не в качестве,не в стиле,готовыми в очередь выстроиться к распиаренному дебилу или просто аферисту).Есть масса отличных портных и в Италии,и в Испании,и в других местах,влекущих жалкое существование,которым приходиться отдуваться за этих прохвостов.

    Эко Вы круто... Причина недовольства в том, что за свои деньги люди не получают вообще НИЧЕГО, кроме бесконечного вранья. Недовольство вполне законное. Лохи они или нет, понимают в стиле или нет, в данном случае дело десятое. Речь идёт о банальном обмане, к сожалению нередком среди Ваших коллег.

    Что касается очередей к распиаренному дебилу или просто аферисту. Расскажите, пожалуйста, как определить заранее -- аферист человек или нет? Вы поручитесь, что "масса отличных портных и в Италии,и в Испании,и в других местах,влекущих жалкое существование" не окажутся такими же, кхм, необязательными в деле выполнения заказов заграничных клиентов? Да и вообще, где эта "масса"? Вы знакомы лично? Или просто полагаете гипотетически?

    > Недавний пример,человеку указали на явные косяки,с которыми сам согласился,но все равно будет носить потому,что имя и денег стоит немерено.

    Что Вы предлагаете этому человеку -- выбросить костюм только потому, что в нём есть "явные косяки"?

    ОтветитьУдалить
  3. Я согласен,что найти хорошего портного тяжело.Но почему процветают плохие?Почему заказчики даже боятся предъявить этим горе портным ихние косяки,приходят ко мне переделывать?На вопрос,зачем ты туда пошел,ведь там не умеют шить?отвечают:где они сидят,а где я.Для них важнее статус портного.У меня есть заказчики иностранцы,которые очень спокойно реагируют на статус портного,я видел у них работу вообще неизвестных портных выполнено великолепно.Встречался с иностранными портными,которые тоже жаловались,если нет имени ничего не добьешься.Почему-то полагают,что если к примеру Зайцев изуродует костюм(а иначе и быть не может),то какой-то там Вася Пупкин,что может?Ведь процентов 90 людей даже не представляют,что Зайцев в мужском костюме полный ноль.Как убедить их в обратном?В общем можно долго рассуждать на эту тему.Нужно полагаться на то ,что хотелось получить от сшитой вещи и найти исполнителя готового понять и выполнить ваши пожелания.

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный8 марта 2012 г., 1:00

    Надо знать своего портного в Неаполе, а лучше с ним дружить - как например я . Тогда Вы вместе найдете свой стиль и будете вместе надолго. Ну и разумеется деньги - только по факту ( в Неаполе только так и работают и посему рассказанные выше истории - весьма странные).

    ОтветитьУдалить
  5. Надо знать своего портного в Неаполе, а лучше с ним дружить - как например я .

    Вы живете в Неаполе? Или часто там бываете? Если да, то способ, безусловно, хорош. Но такая роскошь (не в материальном смысле -- скорее, в смысле времени и желания постоянно ездить в этот город) доступна немногим.

    Что касается странности рассказанных выше историй, то читайте внимательно -- лишь одна из них касается портного из Неаполя, и совершенно достоверна (к сожалению!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Господа, хочу заметить еще один аспект: даже найдя хорошего портного настоящее понимание костюма su misura приходит после 1-2х лет носки. Только тогда ты понимаешь весь кайф вещи сделанной для тебя и только для тебя.

      Удалить
    2. Господа, по моему сложность пошива на заказ (bespoke) сильно преувеличена. Сложно сшить первые 2-3 костюма. Далее - когда сарто понял Вас и Ваш стиль - достаточно одной встречи для выбора ткани и одной примерки. Кстати многие сарто из Неаполя готовы вылететь к Вам в любую точку Европа - причем бесплатно, могут и в Москву, но это хлопотно и дорого.
      То же самое и с обувью на заказ.

      Удалить
    3. Господа, по моему сложность пошива на заказ (bespoke) сильно преувеличена.

      Где преувеличена? Кем преувеличена?

      Скорее наоборот -- манна небесная, наступающая во время и после пошива на заказ несколько преувеличена. Впрочем, на то и существуют этот блог и форум gentsclub.ru. ;-)

      Кстати многие сарто из Неаполя готовы вылететь к Вам в любую точку Европа - причем бесплатно, могут и в Москву, но это хлопотно и дорого.
      То же самое и с обувью на заказ.


      Не подскажите, сколько при этом надо заказать костюмов? Чтобы вылетели в любую точку Европы, причём бесплатно?

      Удалить
  6. Насчет манны небесной - да это так! Нельзя сравнивать вещь с душой , которой является костюм, сделанный неаполитанским Сарто для тебя и только для тебя с бездушным готовым экземпляром от большого бренда.
    Насчет количества костюмов - достаточно заказать один.
    А вообще сарказм по поводу su misura - не уместен - это произведение искусства а не дорогой ширпотреб сделанный для всех.

    ОтветитьУдалить
  7. Насчет количества костюмов - достаточно заказать один.

    Извините, но сейчас я Вас уже просто не понимаю... Или Вы включаете стоимость билетов и проживания в цену костюма (тогда "бесплатный вылет" просто дурная шутка), или же просто порете откровенную чушь.

    А вообще сарказм по поводу su misura - не уместен - это произведение искусства а не дорогой ширпотреб сделанный для всех.

    Откуда столько пафоса и надменности? Вы или не читали, что написано в моей заметке, или просто не поняли прочитанного.

    ОтветитьУдалить
  8. Я постоянный клиент у неаполитанского сарто уже 4 года, заказываю 2-3 костюма в год + пальто+ рубашки, поэтому он готов встретиться со мной в Европе и это не влияет на стоимость костюма.
    Пафос здесь ни при чем - вы не раскрываете сущность su misura, а именно исходя из этой сущности пошив на заказ никогда не умрет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я постоянный клиент у неаполитанского сарто уже 4 года, заказываю 2-3 костюма в год + пальто+ рубашки, поэтому он готов встретиться со мной в Европе и это не влияет на стоимость костюма.

      То есть про один костюм всё-таки была утка... :-)

      Пафос здесь ни при чем - вы не раскрываете сущность su misura, а именно исходя из этой сущности пошив на заказ никогда не умрет

      OK

      В этом блоге довольно-таки много заметок о пошиве на заказ, но я готов допустить, что ни одна из них отдельно, ни все они вместе не "раскрывают сущность su misura".

      Не могли бы Вы в таком случае взять на себя труд написать заметку, раскрывающую эту загадочную сущность? А я её покритикую -- обещаю, предварительно внимательно прочитав написанное Вами.

      Возможно, это лучше сделать на форуме gentsclub.ru -- аудитория которого гораздо больше аудитории блога, и соответственно, Ваши труды увидит больше читателей.

      Удалить
  9. Ок. Как будет вдохновение напишу и постараюсь раскрыть сущность su misura и ее роль в раскрытии личности заказчика, его personality

    ОтветитьУдалить