понедельник, 24 августа 2009 г.

Беседа трёх наций

Продолжаю “перепечатывать” свои переводы статей Майкла Алдена, ранее “напечатанные” на форуме GQ.

Сегодня – беседа трёх наций о том, каким должен быть костюм, сшитый на заказ. Я не знаю, состоялась ли беседа на самом деле, или это не более, чем плод воображения автора. Также неизвестно, до какой степени мнение участников беседы отражает коллективную точку зрения соответствующих наций. Но сам разговор получился, без сомнения, интересным.

Англоязычный оригинал статьи можно прочитать на форуме London Lounge.



Беседа трёх наций

Я часто провожу время в приятном обществе двух джентльменов, род занятий которых связан с классической одеждой. Наши беседы проходят в небольшом магазине на Рю Марбёф, недалеко от флагманского бутика Berluti.

Месье П владеет упомянутым магазином и является авторитетом в области пошива на заказ во Франции: он знает всё как о прославленном прошлом, так и о достойном сожаления настоящем. Кроме того, П обладает коллекцией старинных и современных курительных трубок, большинство из которых выпущено под маркой ”Dunhill”. Размеры коллекции впечатляют: сейчас в ней около 500 трубок!

Синьор Р родился в Риме; в Италии и Франции у него есть бизнес, связанный с одеждой. Большую часть своего времени Р проводит в столицах этих двух государств.

Возможно, вам будет интересно стать свидетелем одной из наших бесед, во время которой мы попытались разобраться в трёх похожих, но в то же время различных подходах к мужской одежде. Что касается вашего покорного слуги, то я представляю англо-саксонский взгляд на предмет. Меня всегда удивляло, как сложно выполнять мою задачу перед лицом двух латинянинов!

Итак, первая часть беседы:


Беседа на Рю Марбёф

П: Недавно мне довелось побывать на Сэвил Роу. Должен сказать тебе, Майкл, что швы и окончательная отделка увиденных мной костюмов были просто ужасны. Большая часть внутренних швов сделана на машине; даже лацканы и бортовка сшиты с помощью машины. Как так получается, что производители готовой одежды достигают лучших стандартов отделки, чем те, кто шьёт на заказ? Brioni, St. Andrews и Kiton шьют сегодня лучше, чем твои хвалёные английские портные!

А: Я согласен с каждым твоим словом. Это позор, что портные из Англии так часто прибегают к помощи машин – особенно учитывая их цены и рекламные слоганы. Но, вообще говоря, англичане всегда обращали больше внимания не на отдельные детали, а на образ в целом. Что на самом деле важно, так это хороший крой и то, как костюм сидит на своём владельце. Если закройщик справился с работой хорошо, то костюм будет комфортным и приятным в носке. Только это и имеет значение.

П: А что насчёт Виндзора? Разве швы на его одежде не сделаны должным образом? Раньше английские портные шили действительно прекрасные костюмы!

А: На самом деле нет. Я внимательно изучил некоторые из костюмов Виндзора, и пришёл к выводу, что качество швов и отделки не сильно отличается оттого, что предлагают сегодня лучшие ателье и индивидуальные портные. Думаю, можно смело сказать, что и в те времена английские портные не шили прекрасных костюмов в том смысле, который ты вкладываешь в это понятие. Они скорее предпочитали добиваться комфорта и хорошей посадки по фигуре, нежели чем эстетически совершенных вещей. Ткани, использовавшиеся в те годы, превосходят доступные сейчас – возможно, в этом секрет того, что костюмы Виндзора выглядят так хорошо.

Р: Но эстетика это всё! Вот чего я не понимаю в англичанах. Зачем терять время и обращаться к портному, если тебя не интересует эстетика? Портной должен преобразовывать своих клиентов, в этом его предназначение и ценность. Если, надев сшитый на заказ пиджак, я выгляжу так же, как и раньше, то я просто потерял время и деньги. Портной должен добиться того, чтобы я выглядел (а не чувствовал!) хорошо. Я могу пожертвовать толикой комфорта, но дайте мне стиль! Если никто не оборачивается в мою сторону, когда я иду по улице, значит я одет плохо. Вот мой ответ вашему Браммелю.

А: У тебя отличный пиджак; но преобразился ли ты благодаря портному? Тот попытался скрыть твои лишние килограммы; на самом же деле они остались видны. Больше того, видна и попытка скрыть эти килограммы. Если кто-то пытается скрыть лысину с помощью парика, разве ты не сможешь этого заметить?

Р: Я чувствую себя хорошо в своём пиджаке, несмотря на то, что он слегка поджимает. О Кей, я не высокий и не худой; но высоким и худым нет нужды менять или улучшать фигуру – так что им вполне достаточно одного лишь комфорта. Мне же требуется больше. Возможно, если бы я жил в Англии и довольствовался английской кухней, то никогда не приобрёл бы все эти лишние килограммы, но в Риме мы питаемся очень хорошо…

А: Сицилийская кухня обладает ещё более разрушительным влиянием на наши фигуры, но это тема для отдельной беседы. Преображение происходит не благодаря пиджаку как таковому, а благодаря тому, как ты его носишь. Если ты спокойно относишься к своим лишним килограммам, то и прекрасно – не пытайся их скрыть. У тебя замечательная копна волос. Если бы ты был лысым, стал бы ты носить парик? Думаю, нет. Попытка скрыть физические недостатки только лишь акцентирует на них внимание. Глаз сам стремится к тому, что от него пытались скрыть. Единственный способ для твоей одежды стать эстетически привлекательной – если ты сам будешь эстетически привлекательным. Измени себя, или забудь об эстетике; если же Господь не наградил тебя фигурой Давида, что тебе остаётся делать?

Р: Все хотят выглядеть настолько хорошо, насколько это возможно.

А: Ты хочешь быть привлекательным или элегантным?

Р: Ах да, и то, что сказал П, верно – костюм должен выглядеть так, чтобы всем было понятно – он сшит на заказ. Если костюм выглядит, как обычный костюм, то кто сможет понять, что ты шьешь одежду у портного? Ты мог бы запросто купить похожий костюм в обычном магазине! В этом смысле итальянцы – лучшие портные в мире; качество нашего ручного пошива лучше, чем у кого бы то ни было!

П: Дайте нам стиль в эстетически привлекательной форме. Можно сколь угодно долго рассуждать о костюмах, владельцы которых чувствуют, что те сшиты на заказ, но костюмы должны и выглядеть сшитыми на заказ. Раньше французские портные шили самые прекрасные костюмы в мире. Они превосходили даже итальянцев, мой дорогой Р, в своём внимании к деталям и качеству швов, сделанных вручную. В конце концов, многие элегантные итальянцы, такие как Габриель Д’Аннуцио, заказывали всю свою одежду в Париже. Взгляни на работу ателье Camps, Rousseau, Urban или то, что раньше шил отец Марка ДеЛуки, и ты увидишь по настоящему прекрасные образчики портновского искусства.

А: Ты не услышишь и слова возражений из моих уст. Ручная работа упомянутых тобой портных просто великолепна. Но придавая столько значения качеству швов, ты не замечаешь за деревьями леса. Главное – сам костюм, а не швы. Качество пошива костюмов может быть просто превосходно, но превосходно ли сидят сами костюмы на своих владельцах? Если нет, то ради чего портной потратил столько времени на превосходные швы?

П: Поверь мне, костюмы, которые раньше шили французские ателье, и сидели вполне хорошо. Беда в том, что сегодня во Франции очень мало хороших закройщиков. Для хорошего кроя нужна пара опытных рук. Этому нельзя научиться за несколько дней. Ну а раз у нас нет отличных закройщиков, то мы предлагаем то, что есть: отличное качество пошива.

А: Всё верно. И всё-таки весь смысл пошива на заказ в том, чтобы воспользоваться тем опытом, что есть у закройщика, каким бы он ни был. Качественные швы и эстетика сами по себе хороши, но всё-таки клиент почувствует себя обманутым, если вещи, сшитые на заказ, будут сидеть на нём плохо.

П: Мы предлагаем только то, что можем предложить: отличные готовые костюмы, выглядящие так, как если бы их сшили настоящие портные.

Р: В Италии всё ещё есть опытные руки, но с каждым днём их становится всё меньше. Рынок сделал свой выбор в пользу искусственно подслащенной готовой одежды. Большинство клиентов даже не способны заметить разницу. Зачем искать совершенства в пошиве на заказ, если люди не могут оценить или хотя бы заметить это совершенство?

А: Для начала давайте придём к согласию, каким должен быть совершенный костюм, пошитый на заказ. Если мы объединим наши предпочтения, то получится, что идеальный костюм должен хорошо сидеть, быть комфортным, эстетически привлекательным и отлично пошитым.

П: Но столь совершенные костюмы едва ли существовали даже в то время, когда пошив на заказ был нормой; что же говорить о том, что есть сейчас?

(c) Michael Alden, 2007

3 комментария:

  1. Андрей, очень интересный разговор. Многие мысли замечательно точны. Понравилась вот эта нестандартная: "Попытка скрыть физические недостатки только лишь акцентирует на них внимание." Есть в этом, конечно, и обратная сторона медали, но в целом надо об этом подумать.. Пожалуй, согласен.

    В этом вопросе (исходя из своего телосложения) я действую по большей части интуитивно: например, придающие объем вельветовые вещи не очень люблю, зато "противопоказанная правилами" клетка и белый цвет, например, очень нравятся.

    Андрей, интересно, что думаете Вы по этому поводу вообще и, что считаете для себя противопоказанным в одежде, исходя из Вашего телосложения. Какова Ваша позиция? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Святой,

    К "правилам" я отношусь достаточно спокойно и в общем-то, о них не думаю.

    Если почитать книги Флассера (одного из главных проповедников следования "правилам" при подборе гардероба), становится видно, что все они направлены на усреднение образа. "Если Вы толстый, носите полосатые костюмы, они сделают Вас выше; если тонкий, то ремень -- он сделает Вас шире; если шея толстая, то срезанный воротничок сделает её ещё толще; если шея длинная, то воротничок должен быть высоким, дабы скрыть её..."

    Неужели превращение в некий усреднённый стандарт это и есть элегантность? Ну уж нет! Мы все разные, и это здорово! Если я сутулюсь, то лучше уж бороться с вредной привычкой, а не подбирать гардероб, скрывающий (?) этот недостаток.

    Конечно, бывает что-то, "режущее глаз", и выглядящее явно плохо. Но я предпочитаю развивать чувство прекрасного, и руководствоваться при определении плохого (равно как и хорошего) им, а не правилами.

    ОтветитьУдалить
  3. Крассиво написали! Спасибо! :)
    Скоро наоборот Алдену придется переводить и цитировать Вас;)

    ОтветитьУдалить