В сегодняшней статье Пьер на примере одной bespoke-рубашки рассказывает о некоторых незаметных, но интересных и (иногда) важных деталях. Кроме того, он высказывает своё, непохожее мнение о “клеевых” воротничках и ручных швах. Надеюсь, вам будет интересно! (Мне, во всяком случае, было... ;-))
P.S.: Статья очень большая, поэтому для удобства я решил разбить её на две части. Сегодня начало, чуть позже – окончание.)
Пролог
Не знаю почему, но мне очень нравится эта фотография. На ней изображены основные инструменты закройщика.
- Ножницы для бумаги (вверху), с тонкими, длинными лезвиями.
- Ножницы для ткани (внизу), с более толстыми лезвиями, пригодными для разрезания толстых тканей.
- Вручную заточенный карандаш, которым можно чертить как на бумаге, так и на ткани.
- И конечно же, портновский метр, полезный на всех этапах – от снятия мерок до кроя и глажки.
Одна bespoke рубашка
На первый взгляд, в ней нет ничего особенного. Обычная рубашка из ткани end-on-end без монограммы.
И всё-таки…
Воротничок клеевой, за что я прошу прощения у сторонников традиций.
Клееная половина находится на внешней стороне стойки и “листа”; та же сторона воротничка, что соприкасается с кожей, оставлена непроклееной. Почему?
Прежде всего, нет никакого смысла проклеивать внутреннюю сторону “листа”. Больше того, это сделало бы невозможным изготовление “карманов” для вставных косточек.
Внутренняя сторона стойки не проклеивается по двум причинам:
- Клей является синтетическим веществом. Если клеить и внутреннюю половину стойки, то ощущения от воротничка будут теми же, что и от пластикового ошейника. Эта половина изготавливается традиционным способом – то есть прокладочный материал ничем не соединён с рубашечной тканью. Больше того, и сам этот материал хлопковый; так что кожи касается только хлопок, и ничего кроме хлопка.
- Одно из преимуществ проклеивания – облегчение скольжения галстука при завязывании. Внутри такой необходимости нет.
Когда я слышу заверения о том, что клеевые воротнички и манжеты синтетические, поэтому в них должно быть жарко, мне становится смешно. Это полная ерунда! Только клей, нанесённый на прокладку, является синтетическим. Сам прокладочный материал хлопковый; клей применяется лишь на одной стороне. Эта сторона никак не соприкасается с кожей, так что я не вижу никаких проблем. Предлагаю всем критикам вначале самим попробовать поносить рубашку с клеевыми манжетами и воротничком, а потом делать умозаключения.
Если вы посмотрите на фотографии внимательно, то сами увидите всё, о чём я написал.
Но вернёмся к воротничку.
Это воротничок с двумя пуговицами.
Вы наверняка заметили, что пуговичные петли слегка наклонены – так, чтобы быть параллельными основанию стойки.
Пуговицы находятся в полной гармонии с петлями.
Это “карманы” для вставных косточек.
Когда-то косточки изготавливались из целлулоида; сегодня их обычно делают из поливинилхлорида, разновидности твёрдого пластика. “Ушко” для вставки косточки имеет округлую форму, и в отличие от обычных пуговичных петель не снабжено закрепками.
Ширина карманов на 2-3 миллиметра больше ширины косточек; таким образом, косточки вынимаются без усилий.
На французском языке косточки называются “celluos coudes”, что можно перевести как “локотки”. Причина такого названия – в их форме. Как вы видите, карман заканчивается за несколько миллиметров до изгиба косточки.
При вырезании косточек нужно быть предельно точным. Если длина недостаточна, воротничок не получит необходимую поддержку; если она слишком велика, то воротничок будет приподнят, что некрасиво и некомфортно. При повязанном галстуке недостатки плохо скроенных косточек становятся лишь заметнее.
Чтобы получить воротничок, нужна вот такая выкройка.
Это “завершённая” выкройка, в которой учтены абсолютно все детали.
Включая точный угол наклона, длину и ширину кармана для косточек,
точное местоположение пуговиц,
и пуговичных петель.
Вот результат.
Манжеты
Обратите внимание, что эта манжета несколько длиннее, чем обычно. Обычная манжета имеет длину от 6.5 до 7 см; длина этой – 8.5 см. Почему? Дело в том, что заказчик не хотел, чтобы пуговицы были видны при надетом пиджаке. Поэтому мне пришлось немножко схитрить и приподнять пуговицы наверх.
Выкройка манжеты, как и выкройка воротничка, является полностью “завершённой”, с точно указанным местоположением пуговиц и пуговичных петель.
Швея, работающая в мастерской, не видит клиента, и не может догадываться о его желаниях. Сколько раз я слышал: “скажи заказчику это…” или “объясни ему то…” Но нашим заказчикам нет дела до тех проблем, что возникают при пошиве! Не стоит забывать, что мы работаем для них, а не они для нас. Работа закройщика заключается в том, чтобы найти решение, позволяющее ответить на все запросы клиента – какими бы сложными и нереалистичными они не казались на первый взгляд.
В некотором роде довольный клиент – это лояльный клиент. Особенно если ты работаешь в знаменитом ателье, и не можешь просто сказать “я понятия не имею, как это сделать!”
Иногда приходится отложить ножницы в сторону и со всем возможным терпением объяснить швее, как можно что-то сшить другим образом, дабы добиться того, что хочет получить заказчик. Это может быть нелегко, но когда цель достигнута, испытываешь большое чувство удовлетворения. Вот прекрасный пример командной работы; никогда не нужно забывать, что закройщики НИЧЕГО не могут достичь без той поддержки, на которую они опираются в мастерских. Я всегда напоминаю тем из моих коллег, кто считает себя элитой, и слишком часто повторяет “я” или “моё”: без тех людей, что трудятся в мастерских, вы никогда не существовали бы!
Но неприятней всего слышать, как продавец говорит клиенту: “я сошью рубашку для вас”. На самом деле он не шьёт ровным счётом ничего. Он продаёт готовый продукт. Закройщик может заменить продавца, но продавец НИКОГДА не сможет заменить закройщика. Эта тема легко может вывести меня из равновесия, и я достаточно поспорил в своей жизни, отстаивая свою точку зрения. И всё же она остаётся неизменной.
За долгие годы мне часто приходилось наблюдать, как многие из моих менеджеров отмечали работу маркетологов и прочих бюрократов, и в то же время презрительно смотрели сверху вниз на тех, кто трудится в мастерских, этих “работников физического труда”, презреннейших из презренных. На самом же деле как раз благодаря этим людям живёт и процветает компания. Я с гордостью числю себя принадлежащим к ним. Возможно, когда-нибудь они получат ту долю признательности, которую заслуживают.
Но что скажут читатели моего блога? Как вы считаете, основную роль в получении доходов играет продавец? Или может быть менеджер?
Хороший продавец может продать сотни вещей – какими бы они ни были. Но если эти вещи сделаны плохо, ничего не получится. Конечно, мои оппоненты могут возразить: “продавать тоже нужно уметь”. Без сомнения! Но самые большие заказы, что мне приходилось видеть, были сделаны за пределами магазина, в частных домах клиентов… БЕЗ УЧАСТИЯ продавцов. Раз уж мы заговорили о мастерских, разрешите мне воспользоваться случаем, и ещё раз поблагодарить всех тех, кто трудился рядом со мной, и вместе с кем мне пришлось ответить на массу брошенных нам вызовов. Спасибо вам! – от всего сердца. Я никогда не забуду, чем вам обязан.
На этом заканчиваю своё эмоциональное отступление, но напоследок ещё раз повторю, что я НИКОГДА не смогу переоценить важность мастерских и людей, в них работающих.
И я ГОРЖУСЬ ими.
Итак, во избежание возможной ошибки, закройщику необходимо быть предельно аккуратным и сообщить как можно больше информации. Также следует быть готовым к тому, что кто-то из вовлечённых в процесс выполнения заказа может отсутствовать, уйти в отпуск, заболеть… при этом нельзя остановить работу только лишь по той причине, что ты забыл узнать нужные детали. Конечно сейчас, с появлением мобильных телефонов, острота проблемы общения несколько спала.
У меня ни разу не возникало претензий к качеству пошива. Я доверяю своим мастерским настолько, что практически никогда не проверяю их работу. Те несколько случаев, когда мне понадобилось взглянуть на готовую рубашку, служили только лишь для проверки моих собственных расчетов – соответствует ли результат особенностям фигуры клиента.
Кроме того, я использую такие вот “технические заметки”. Разные цвета означают технические детали разного рода. Порядок, в котором они записаны, очень важен; его нельзя менять:
- Форма планки
- Пуговицы
- Воротничок
- Манжеты
- Форма низа и ширина подрубания
- Особенности фигуры клиента (такие, как: одна сторона ниже другой, один рукав длиннее другого, форма кокетки, ширина вытачек, и т.д.)
Но достаточно технических деталей. Давайте вернёмся к нашей bespoke-рубашке.
(Окончание следует...)
(с) Pierre Duboin, 2008
Андрей, спасибо большое!
ОтветитьУдалитьЗабавно, конечно, как Пьер активно отстаивает свою позицию "рабочие VS продавцы" видимо, действительно, пришлось ему натерпеться в рубашечном бизнесе :)
Андрей, я помню, что Вы, по-моему, спокойно относитесь к клееным манжетам и воротникам.. Как думаете может ли клей оказывать влияние на то, что воротник и манжеты хуже "дышат"? Можете ли выделить еще какие-то свои дополнительные замечания про клееные манжеты и воротник в сравнении с традиционными? Спасибо!
Святой, у меня есть несколько рубашек с клеевыми манжетами и воротничками. Если честно, я банально не заметил никакой разницы. Ни с точки зрения комфорта (включая сюда "дыхание" кожи), ни с точки зрения глажки.
ОтветитьУдалитьТо есть та рубашка, у которой "традиционный" воротничок сделан хорошо, гладится также замечательно, как и рубашка с клеевым воротничком. Единственная оговорка -- при глажке неклеевого воротничка нет-нет да и сделаешь неприятную складку на лицевой стороне. С клеевым такое невозможно в принципе.
А вот глажка 100% "традиционной" рубашки T.M.Lewin -- настоящая пытка! Особенно после стирки (на которую ткань и прокладочный материал, очевидно, реагируют по разному). Я не эксперт, но подозреваю, что Льюиновцы банально сэкономили на качестве материалов. (Учитывая цену их рубашек, это и не удивительно...)
Я вполне допускаю, что при желании сильно сэкономить, можно выпускать клеевые воротнички ужасающего качества. Но как показывает мой опыт, их качество может быть и совершенно замечательным. Точно также качество "традиционных" воротничков может оставлять желать много, много лучшего (см. пример с Lewin). Так что я здесь никакой твёрдой и выстраданной позиции не имею, и с радостью отдаю этот вопрос на откуп рубашечнику. ;-)
Андрей,спасибо за ссылку.Общение с профессионалами только на пользу.По поводу манжет и воротничков.Мне приходилось исполнять их и так и эдак.Они могут быть мягкими,жёсткими и не очень,толстыми,тонкими, средними,как те так и другие.Это сугубо индивидуально, когда шьёшь на заказ.Обработать сложнее не клеёные.Это не значит,что они выглядят хуже или должны возникать проблемы при утюжке.В сорочках из хлопка все прокладки-хлопок 100%.Серьёзная компания,такая как Т.М.Lewin,не могут поставить туда что-то другое.Вам,скорее всего, досталась подделка(не утверждаю),либо там проблемы технические.Тонкость заключается в том что,верхний воротник подрезается(или выкраивается)несколько больше чем нижний.Это делается для того,что-бы воротник свободно ложился вниз.Это касается и манжет.Они должны смотреть внутрь.В вашем случае верхний воротник,скорее всего,оказался лишним(портновский термин).То-есть его подрезали несколько большим чем нужно.
ОтветитьУдалитьМне больше нравятся не клеёные сорочки.Хотя их пошив гораздо сложнее.Я считаю:-клей,если отбросить технологию,портит натуральную ткань.
С уважением,Анатолий.
Анатолий, пожалуйста! Рад, что эта статья оказалась Вам интересной. :-)
ОтветитьУдалитьЧто касается T.M.Lewin, то компания действительно серьёзная... и она серьёзно подходит к выпуску наибольшего количества рубашек за наименьшую цену.
Средняя цена рубашки Lewin - 25-30 фунтов (то есть 1250 - 1500 рублей). Причём из этих денег оплачивается аренда магазина, работа продавцов, реклама... Представляете, какая у таких рубашек себистоимость? Да одна только хорошая рубашечная ткань стоит больше!
Чуть раньше я уже писал о рубашках Lewin: http://bespokeetc.blogspot.com/2008/12/tmlewin.html. Думаю, после прочтения Ваше мнение о них немного изменится... :-)