Разрешите мне завершить череду переводов Майкла Алдена статьёй о римском и неаполитанском стиле. Если предыдущий перевод был из категории “очень хочется процитировать при чтении форумов”, то сегодня – униальный материал, который, как мне кажется, будет интересен русскоязычному читеталю, уставшему от простеньких агиток продавцов дорогой итальянской одежды, и стремящемуся узнать настоящую, а не рекламную историю итальянской портновской школы.
Англоязычный оригинал статьи можно прочитать на сайте London Lounge.
Римский и неаполитанский стиль
Недавно я прочитал несколько дискуссий о римском и неаполитанском стиле… дискуссий, изобилующих ошибками и неточностями. Вот почему я решил взяться за перо и написать небольшое введение в предмет.
Думаю, лучше всего начать со взгляда на “портновскую карту” Италии, и перечислить основные центры портновского мастерства. На севере страны на ум сразу же приходят такие города, как Милан, Турин, Венеция, Флоренция и Генуя. Но сегодня нас интересует юг, и в особенности столица бывшего Королевства Двух Сицилий – Неаполь. Основные портновские центры юга остаются неизменными в течение века: Абруццо, Апулия, Кампания и Сицилия.
Доменико Карачени (Domenico Caraceni), 1919
Доминико Карачени покинул родную деревню в районе Абруццо в начале века. Он направил свои стопы в Рим, дабы основать ателье, процветающее по сию пору. Фабрика Brioni всё также расположена в горах на расстоянии 70 миль от столицы; лишь магазин находится в Риме. Таким образом, у сельских жителей Абруццо была масса времени, чтобы адаптировать стиль своего шитья к прихотям требовательной столичной клиентуры. И тем не менее, в их работе всё ещё ощущается что-то неуловимо провинциальное.
Несколько упрощая, можно сказать, что неаполитанская портновская школа родилась в тот момент, когда один итальянский портной приступил к созданию своей версии мужского костюма. Это случилось примерно в то самое время, когда в Риме творил Карачени, а в Лондоне Шолте (Scholte). Портного звали Аттолини (Attolini); его партнёрство с Дженнаро Рубиначчи (Gennaro Rubinacci) привело к рождению ателье London House. Но портновская история Неаполя будет неполной без упоминания ещё одного имени. Анжело Блази (Angelo Blasi) начал работать в те же 30-ые годы; он создал совершенно особый силуэт мужского костюма, влияние которого заметно по сей день.
Анжело Блази
Бьяджо Маццукколо (Biagio Mazzuoccolo) как раз заканчивал работу над твидовым пиджаком, когда ваш покорный слуга обратился к нему с вопросом. “Я внимательно осмотрел работу пятнадцати различных портных Неаполя. И хотя окончательная отделка и некоторые элементы стиля похожи, мне так и не удалось уловить общий стержень. Крой и методы шитья совершенно разные. Не могли бы Вы объяснить, почему? Существует ли вообще такой феномен – неаполитанский пиджак?” Маццукколо заглянул в мои глаза, и во внезапном порыве щедрости, редком для людей его профессии, приступил к подробному рассказу. Он говорил о городе, его портных, и – что даже более важно – о том стиле, которому через десять лет суждено было стать предметом стремления хорошо одетых людей всего мира. “В Неаполе есть две основных портновских школы. Школа Блази и школа Аттолини. Я думаю, вы видели жёсткие пиджаки, скроенные достаточно узко, и пиджаки мягкие, с удлинённым рубашечным плечом. Не так ли? Пиджаки первого типа почти на два дюйма уже в плечах, чем тот пиджак, что сейчас надет на вас. Узкий пиджак – школа Блази; широкий – Аттолини.”
Маццукколо оказался прав. “Узкая” команда сумела избавиться от целых двух дюймов той ширины, к которой я привык на Сэвил Роу. То, что получилось в результате, сделало бы меня похожим на эмансипированное пугало с огромной головой, торчащей над узкими плечами. “Вы можете заказать подходящий для вас костюм у Rubinacci” – продолжил свои наставления Маццукколо – “но не тратьте время и деньги на посещение ателье Attolini e Palermo, что за кинотеатром. Сейчас они шьют прямые и узкие пиджаки.” Семейство Аттолини выбрало совершенно иной стиль, чем тот, что исповедовал их прославленный предок. “Это более молодёжный, узкий силуэт, близко прилегающий к телу, и с небольшим количеством набивки в плечах. Он будет популярен в таких confezione (буквально: кондитерская фабрика – пер.), как Brioni и Kiton.”
Конечно же, костюмы, выпускаемые фабриками Attolini и Kiton, совсем не похожи на те, что когда-то шили их знаменитые предшественники – Аттолини и Блази. Сегодня можно купить готовые пиджаки с набивными плечами и множеством нарочитых украшательств, призванных превратить надпись “сделано в Неаполе” в глобальный брэнд. “Если вы хотите увидеть работу настоящих портных, знающих, как надо шить, посетите фабрику Brioni. Они лучшие в мире.”
Путешествие с ленивого, неспешного и расслабленного побережья Неаполя в холодные, тёмные, покрытые лесом горы Абруццо можно совершить за пару минут. Для этого достаточно взять в руки пиджаки, сшитые портными двух регионов. Жители гор ценят защиту и безопасность. Они люди особого склада – неразговорчивые, скрытные, живущие тяжёлым трудом. Бронзовые боги побережья наслаждаются dolce vita и не заботятся ровным счётом ни о чём – за исключением разве что рифмы очередной песни или подробностями нового развлечения.
Пиджак ателье Rubinacci и фотография Доменико Карачени, около 1938 года.
Пиджак горцев жёсткий и квадратный, с тщательно выполненными швами. Пиджак жителей побережья мягкий, без резких линий, со свободно ниспадающей тканью, единственной целью создания которого была просто любовь к искусству.
Альберто Сорди (Alberto Sordi), в костюмах Caraceni 60-ых годов
Витторио де Сика (Vittorio de Sica), одетый в ателье Rubinacci
Тайрон Пауэр (Tyrone Power) и Caraceni
Тото (Toto) в великолепном образчике неаполитанского шитья
Несколько месяцев назад у меня была возможность побеседовать с Мариано Рубиначчи в его лондонском магазине. Он рассказал мне, как его отец отправил члена семьи в Лондон, дабы тот изучил стиль, практиковавшийся на Сэвил Роу, и рассказал об увиденном дома, в Неаполе. “После такой семейной истории открыть магазин здесь, в Лондоне, это воплощение старой мечты.” И действительно, крой Рубиначчи очень похож на крой Шолте – то же самое удлинённое плечо, драпировка и комфортная форма. В Неаполе многие шьют хорошую одежду, но никто не делает это так, как ателье Рубиначчи. Возможно, объяснение нужно искать не где-нибудь, а на Сэвил Роу? Является ли крой Рубиначчи неким гибридом, объединяющим Лондон и Неаполь? Ещё один пример английского влияния можно обнаружить в Риме.
Артуро Чифонелли (Arturo Cifonelli) родился в Риме; ремеслу его обучил отец. Но вместо того, чтобы остаться в столице и продолжать семейный бизнес, основанный в 60-ых годах XIX века, Артуро решил совершить путешествие в Лондон, на Сэвил Роу. В Италию он вернулся в 1911 году, после чего переехал в Париж, где в 1930 году открыл ателье. Влияние английской школы ощущается в его костюмах гораздо сильнее, чем в работах ателье Caraceni, созданных в тот же период.
Превосходный костюм работы Cifonelli
Кто сказал, что застёгивать две верхних пуговицы трёхпуговичного пиджака не принято? Чепуха! Таким образом, римский стиль – это гибрид, соединяющий в себе Сэвил Роу, Абруццо, и столичный шарм. Выходит, в ателье Чифонелли и Рубиначчи создают гибриды, впитавшие в себя идеи Сэвил Роу? Выходит, что так!
Взгляните ещё раз на стиль Абруццо и сравните его со стилем Чифонелли.
Итак, дискуссия о римском и неаполитанском стиле оказалась куда сложнее, чем представлялось на первый взгляд. Но мы лишь коснулись вершины айсберга. В Неаполе и Риме много разных силуэтов и разновидностей кроя, одного единственного римского или неаполитанского стиля просто не существует. Больше того, здесь столько точек зрения на крой и стиль, сколько и практикующих портных. Традиции и влияние извне добавляют ещё больше красок в этот и без того пёстрый коктейль. Лучший способ понять его, это совершить путешествие в Рим или Неаполь самому, познакомиться с работой местных ателье, и если повезёт, услышать несколько интересных историй.
(c) Michael Alden, 2008
вторник, 24 ноября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Андрей, вы проделали большую работу, спасибо за перевод! Действительно, уникальный материал.
ОтветитьУдалитьИнтересно, спасибо!
ОтветитьУдалитьsmith4, aromacasa, пожалуйста! ;-)
ОтветитьУдалитьТолько итальянское чтение фамилии Cifonelli - Чифонелли
ОтветитьУдалитьА в остальном well done!
Только итальянское чтение фамилии Cifonelli - Чифонелли
ОтветитьУдалитьAlexey, я очень боялся сделать ошибку в одном из заковыристых итальянских имён, и в итоге ошибся в простом... :-)
С Вашего позволения я исправлю текст.
Спасибо за подсказку!
Very nice work on this blog. Someday I will have to try and add the Russian language to my repertoire.
ОтветитьУдалитьCheers
Назвать brioni лучшими портными - на мой взгляд просто кощунство, это просто дорогой фаст фуд. В целом я как старый поклонник неаполитанского стиля могу изложить так свое видение: настоящий неаполитанский стиль существует. Его можно найти в оригинале только у частных портных в Неаполе , которые НА САМОМ ДЕЛЕ все делают руками от начала и до конца. Это настоящие шедевры (самое смешное - по более низкой чем бренды цене). Все остальное - это адаптация под масс маркет, где от оригинальной неаполитанской традиции оставляют от 30 до 70 %.
ОтветитьУдалитьНазвать brioni лучшими портными - на мой взгляд просто кощунство, это просто дорогой фаст фуд.
ОтветитьУдалитьИмелось в виду, конечно же, просто качество самого пошива. Скорее всего, среди марок "готовой" одежды (так как в том же параграфе упоминались марки Attolini и Kiton) -- и не более чем.
Так что особого кощунства не наблюдаю.
В целом я как старый поклонник неаполитанского стиля могу изложить так свое видение: настоящий неаполитанский стиль существует. Его можно найти в оригинале только у частных портных в Неаполе , которые НА САМОМ ДЕЛЕ все делают руками от начала и до конца. Это настоящие шедевры (самое смешное - по более низкой чем бренды цене). Все остальное - это адаптация под масс маркет, где от оригинальной неаполитанской традиции оставляют от 30 до 70 %.
Никто не спорит с тем, что в Неаполе есть хорошие частные портные. Но вот есть ли "неаполитанский стиль"? Это вопрос. И автор статьи даёт свой вариант ответа.
И ещё одно. Самое знаменитое ателье Неаполя называется не как-нибудь, а "London House". Это говорит о многом.
London house или rubinacci - не самое известное ателье. В Неаполе есть легенды - например Antonio panico pascuale sabino и др. А брюки лучше всех шьют в латинском квартале. На мой взгляд неаполитанский стиль не спутать ни с чем и он существует как в оригинале так и в бесчисленных адаптациях. Теперь про kit on, brioni и attolini - их нельзя даже сравнивать - attolini выше двух других на 2 головы - у них есть ручная работа а у kit on и brioni - нет - возьмите их в руки и найдите хоть один ручной шов, о каком качестве пошива можно говорить ?
ОтветитьУдалитьв китоне валом ручных швов возьми и посмотри
УдалитьЯ тоже так считал, у меня около 30 костюмов kiton. Но когда я увидел настоящие неаполитанские образцы su misura - с сожалением признал что kiton - дорогой фаст фуд который дурил меня 5 лет.
УдалитьДа и кстати сам rubinacci не портной , хотя у него и работали известные портные. А Лондон хаус ателье называется потому что Рубиначчи стал первым шить из английских тканей (реально самых лучших до сих пор), и он был англоманом.
ОтветитьУдалитьТеперь про kit on, brioni и attolini - их нельзя даже сравнивать - attolini выше двух других на 2 головы - у них есть ручная работа а у kit on и brioni - нет - возьмите их в руки и найдите хоть один ручной шов, о каком качестве пошива можно говорить ?
ОтветитьУдалитьЯ не знаю, кто из этой троицы выше, а кто ниже (ещё раз -- мнение о Brioni это именно что мнение одного неаполитанского портного), он зачем же передёргивать? Хоть один ручной шов? Пожалуйста! -- у всех троих пуговичные петли обмётаны вручную.
London house или rubinacci - не самое известное ателье. В Неаполе есть легенды - например Antonio panico pascuale sabino и др.
Почему тогда не Solito? Или Formosa?
Наличие массы замечательных ателье в Неаполе не отменяет того факта, что самое знаменитое и успешное ателье там -- London House. Почему его назвали именно так, конечно интересно, но назвали как назвали. И это заставляет призадуматься, "откуда есть пошёл неаполитанский стиль".
Абсолютно с Вами согласен, solito formosa - прекрасные ателье. И разумеется классический костюм пришел из Англии и был в Неаполе основательно переработан. Жаль что в Москве не работают представители великих портных из Неаполя , а пичкают джентельменов. Китонами и Бриони по космическим ценам. Кстати у аттолини много наружных швов сделаны в ручную в отличии от бриони и китонами, да и под заказ они могут сделать все в ручную без адаптации.
ОтветитьУдалитьГосподин хороший - знали б Вы чем "ручная работа" ценна, Вы б не несли ахинею про ручные швы. Ручная работа - это не ручные швы...., которые , кстати, можно сделать на машине имитации ручной строчки (да еще с цанговым механизмом - вообще песня), и не отличить даже будет. Видимо, нахваталси вершков где-то, корешков не знаете...
УдалитьХорошо, что мы хоть в чём-то пришли к общему знаменателю! ;-)
ОтветитьУдалитьПредлагаю продолжить обсуждение неаполитанского стиля (и не только его) здесь: www.gentsclub.ru
Одна из хатракерных черт стиля - рукав на верху со складками. Это позволяет сделать armhole (не знаю как по-русски) сравнительно узкой и элегантной не стясняя движения руки т.к. рукав более широк.
ОтветитьУдалитьГосподин хороший - про "сравнительно узкую" армхоул, пройма по-русски, это точно ересь....кто Вам это сказал, прям и не знаю....
УдалитьХорошая статья. Я недавно сам был в Неаполе , посетил нескольких портных, заказал несколько блэйзеров и брюк из новой оригинальной ткани (хлопок и кошемир ), рубашки и даже галстуки. Сам убедился что это реальные сартории а не разводняки Московские. Очень доволен. Всем рекомендую - получите большое удовольствие и сформатируете свое личное мнение про неаполитанский стиль которым город наполнен.
ОтветитьУдалитьДа, согласен. Реальные сартории и удивительные мастера. Сам живу в Нью-Йорке и обшиваюсь только в Неаполе, приезжая по три раза в год с 2009. Всегда получаю море комплиментов по возвращении домой.
УдалитьПорекумендуйте пож-та адреса портных в Неаполе
ОтветитьУдалитьРайон Via Duomo/Via Ciccone (привожу имена): Solito, Attolini, Esposito Luigi, Fusco Salvatore, Piero Marrota, G. Marigliano, Arturo Pastena, Biagio Mazzuoccolo, Renato Gardi, Nunzio Pirozzi, Sartoria Dal Cuore. Удачи!
УдалитьНу, про Рубиначи все знают (Рубиначи - итальянское Рабинович?)
ОтветитьУдалить